Венские стулья: история успеха

Каковы характеристики венских стульев и почему часто используется термин «венская соломка»?

Начиная с середины девятнадцатого века стулья, производимые знаменитой компанией Gebruder Thonet в Вене, стали пользоваться огромным международным успехом и быстро стали настоящей иконой стиля. Венское кресло по преимуществу, переименованное в знаменитое № 14; это легендарное кресло (есть легенда), похоже, что оно было запущено с вершины Эйфелевой башни, и после падения с высоты 57 метров коснулось земли совершенно невредимым.

Венская соломка — особый вид плетения, получивший распространение в XIX веке вместе со знаменитыми тонетовскими стульями. В период расцвета эпохи Бидермейера, тяготеющего к плавным изгибам мебельного контура, немецкий мебельщик Михаэль Тонет (Michael Thonet) начинает применять в своих изделиях технологии гнутья древесины паром, известные еще мебельным мастерам древнего Египта.

Этот стул и сегодня продолжает представлять собой настоящую вневременную икону стиля и дизайна и ценится во всем мире. Венское соломенное кресло было впервые изготовлено в 1859 году Майклом Тонетом, который понял, как инновационные методы гибки дерева могут помочь создать вневременную икону стиля. Метод производства и эстетика продукта были настолько революционными для того времени, что Тонет завоевал бронзовую медаль на выставке в Лондоне в 1862 году и золотую медаль на выставке в Париже в 1867 году.

От стула № 14 к производству новых моделей

Со стула №. 14 , с годами родились новые модели венских стульев. Thonet создал настоящую линию стульев, представив в своем каталоге также табуретки, кресла-качалки и раскладной шезлонг. Сегодня можно посмотреть одну из самых классических и представительных моделей стула n. 14 в залах Музея МоМА в Нью-Йорке, где выставлены некоторые модели стульев в оригинальных версиях того периода. Сегодня стулья Thonet производятся во всем мире.

Стул Thonet — икона дизайна, неподвластная времени

Большой успех первого кресла Тонета начался в 1841 году, когда австрийский принц Клеменс фон Меттерних (канцлер суда и государства) узнал об экспериментах по искривлению дерева, проводимых Михаэлем Тонетом. Молодого рейнского краснодеревщика вызвали в Вену, где он начал пробовать свои силы в гибке цельного дерева: длинные деревянные бруски, сделанные упругими под действием пара и давления, сгибались до тех пор, пока они не принимали нужную форму, с помощью специальных инструментов и сила рук.
Какое волнение вызвало в то время успешное сгибание цельного дерева! Работа была поистине революционной. Большой энтузиазм по поводу работы Тонета сразу же выразился в заказах, которые он получил для обстановки Лихтенштейнского дворца и Дворца Шварценберг. Вскоре стулья Thonet стали распространяться в самых известных венских кафе.
Огромному успеху этой интернациональной иконы стиля, несомненно, способствовало быстрое распространение мебели в общественных местах: большой интерес вызвала инновационная технология производства, позволившая впервые в истории мебели наладить массовое промышленное производство стул.
В частности, стул №. 14 стали производиться с производственной цепочкой, основанной на концепции разделения труда: мебель можно было разложить всего на 6 элементов. Эта оптимизация производственной цепочки позволила Thonet и его компании поставлять свои модели по всему миру, храня 36 разобранных моделей, которые затем собирались на месте.

Разработка венского соломенного стула

Потомки предпринимателя разработали и усовершенствовали первые венские соломенные стулья, спроектированные и изготовленные Михаэлем Тонетом. Начало 20 века ознаменовалось радикальным и важным поворотным моментом в производстве венских стульев из соломы.
В эти годы многие архитекторы открыли для себя творческий потенциал гнутого дерева, широко используя его в архитектуре: так родилось важное сочетание стиля модерн и использования гнутого дерева.
За этим в высшей степени творческим периодом, характеризующимся большим творческим подъемом и развитием дизайна , последовал этап, который можно определить как разочарование. С появлением движения «Новая объективность» в начале двадцатых годов родилась идея создания форм, не связанных с манипуляциями, осуществляемыми машинами.
Позже для архитекторов и ценителей Баухауза классическое венское соломенное кресло стилистически олицетворяет идеал современной мебели, в то же время выражая выраженный дух современности. Сегодня Австрийский музей прикладного искусства в Вене и музей Thonet GmbH во Франкенберге, Гессен, имеют одну из самых больших существующих коллекций оригинальных стульев Thonet. Компания Thonet начала маркировать свои стулья, чтобы отличаться от конкурентов, которые тем временем начали производить и продавать стулья из гнутого дерева.
Фактически, в 1869 году братья Тонет либерализовали патенты, предвосхитив их естественный срок действия. В результате либерализации патентов за несколько лет родилось более 50 компаний и около 60 заводов только на территории Австро-Венгерской империи. В новорожденном Королевстве Италия родилась компания Антонио Вольпе из Удине. С этого момента элемент, четко идентифицирующий производство, станет неотъемлемым условием, поддерживающим коммерческую политику и имидж компании Thonet и ее прямых конкурентов.

Стулья Тонет сегодня

Стулья Thonet продолжают пользоваться значительным коммерческим успехом и сегодня. Эти модели, кажется, действительно никогда не выходят из моды и способны постоянно обновляться и гармонично вписываться в различные интерьеры и дизайнерские контексты.
Поддайтесь невероятному очарованию и элегантности стула типа Thonet , обновленного и разработанного для гармоничной интеграции в современный интерьер.

Мебель Солнца